Новости
Все новости
9 августа 2023
Какие СИЗ необходимы при работе на высоте?
30 июля 2023
День ВМФ
«Спецодежда» космонавта: 5 фактов о космическом скафандре
RSS12 апреля 2023
Из чего сделан наряд космонавта?
5 удивительных фактов о космическом скафандре
Скафандр для космических полётов – шедевр инженерно-технической мысли и результат труда десятков тысяч людей по обе стороны Атлантического океана на протяжении нескольких лет. Лучшие умы США и Советского Союза бились над решением важнейших задач: защитить космонавта (или астронавта) от негативного воздействия радиации и вакуума, абсолютного холода и перегрева при запуске и посадке, гарантировать возможность нормальной циркуляции воздуха…
Первые скафандры появились более 70 лет назад, но они по-прежнему сравнимы по цене со средней квартирой на Арбате, а над пошивом космического «батника» в индивидуальном режиме трудятся десятки человек.
Скафандры, кстати, появились задолго до начала космической гонки, само слово с греческого языка переводится как «человек-лодка». Первые упоминания этого слова встречаются в 1775 году – тогда французская Академия наук а следом и журналисты написали о новом водолазном снаряжении, способном потеснить водолазный колокол при изучении морского дна, разработках и спасательных операциях.
Уже тогда отмечали положительные качества скафандров – защищённость, изоляцию от внешней среды (только тогда это была вода), прочность, надёжность.
По мере того, как человек стал подбираться к звёздам, эти качества оказались востребованными и для исследования высоких слоёв атмосферы (в тридцатых появились стратосферные скафандры, способные компенсировать дефицит давления на высоте до 30 километров).
Работали над скафандрами и в Советском Союзе, в институте авиационной медицины при Наркомате воздушного флота. Ещё до войны было создано с десяток герметичных моделей, из которых минимум две были прорывными для своего времени: один позволял более или менее свободно двигаться, поскольку был снабжён шарнирами в локтевых и коленных сгибах, другой был оборудован автоматическим клапаном, подававшим внутрь воздух по мере необходимости в его рециркуляции.
Кстати, скафандры для космоса бывают нескольких видов. Например, спасательные (к такому типу принадлежал «костюмчик» Юрия Гагарина), для работы внутри космических аппаратов, для открытого космоса или для высадки на космические объекты. Бывают и универсальные решения для разных задач.
В любом случае, задача этого наряда – защищать, обеспечивать вентиляцию и гарантировать сносные температурные условия.
1. Скафандр должен обеспечить возможность работы
В космосе перепад температур достигает нескольких сотен градусов. Именно поэтому поверхность космических скафандров белая или светло-серая, эти цвета лучше всего отражают световые и тепловые лучи.
А скафандр, если его разрезать, представляет собой сложную многослойную структуру, для её изготовления может быть использовано свыше 30 различных металлов и материалов.
Первые скафандры напоминали термос: слой для отражения тепла и света, затем вакуумная вставка, позволяющая сохранять внутри герметичного костюма оптимальный температурный режим (и не важно, сколько снаружи +100 на солнышке или -270 в тени).
2. Первоначально при освоении космоса в СССР было принято решение отказаться от полётных скафандров
Первые шесть запусков показали, что корабли типа «Восток» - очень надёжная и некапризная машина, невзирая на неизбежные сложности «детского» периода и необходимость донастройки и оптимизации. Поэтому, после недолгой дискуссии в недрах отвечавших за космическую программу ведомств было принято решение отказаться от скафандров, а вместо этого разместить во внутреннем объёме корабля дополнительное исследовательское оборудование.
Однако в 1971 году во время запуска вследствие нарушения герметичности кабины погиб весь экипаж очередного аппарата, и скафандры вернули. Впрочем, однозначного вывода о причинах гибели «Союза-11» до сих пор нет. Авария вызвала двухлетний перерыв в полётах. За это время «Восток» дооборудовали системой автономного кислородного питания, и сделали из трёхместного двухместным (это было необходимо, чтобы разместить внутри компактного корпуса дополнительное оборудование и скафандры).
3. Скафандр – штучная и заказная работа
Любые скафандры, вне зависимости от типа и поколения, делаются по индивидуальной мерке, на заказ: размеры костюма должны в точности соответствовать росту и другим габаритным характеристикам своего владельца.
Всё дело в том, что при взлёте и посадке скафандр должен плотно облегать тело и отчасти компенсировать возможные перегрузки. И любой зазор между скафандром и специальным креслом означает потенциальные риски травм вследствие тяжести удара при посадке и значительных перегрузок при запуске.
4. При изготовлении визора используется 24-каратное золото
Одна из наиболее характерных и заметных отличительных черт скафандров российского производства – необычный цвет и специфическая форма обзорной части шлема.
Последнее обусловлено невозможностью поворачивать голову в скафандре – так конструкторы обеспечивают владельцу костюма максимальный обзор. А золотой окрас связан с тем, что в поликарбонат, из которого изготовлен визор, добавлено золото в 24 карата. Оно отсекает часть ультрафиолетового излучения, не позволяя жару космических объектов и прежде всего Солнца повредить зрению обитателя скафандра.
5. Скафандр – шедевр инженерной мысли
С инженерно-технической точки зрения скафандр представляет собой капсулу, в которую закачан воздух под давлением. Он изготовлен из нескольких слоёв ткани особой прочности, огнеупорного нейлона или лавсановых волокон, прикрытых герметичной оболочкой, которая способна выдерживать давление в 0,2-0,3 атмосферы: в общей сложности, речь идёт о 14-19 слоях материалов с различными физическими свойствами.
5 удивительных фактов о космическом скафандре
Скафандр для космических полётов – шедевр инженерно-технической мысли и результат труда десятков тысяч людей по обе стороны Атлантического океана на протяжении нескольких лет. Лучшие умы США и Советского Союза бились над решением важнейших задач: защитить космонавта (или астронавта) от негативного воздействия радиации и вакуума, абсолютного холода и перегрева при запуске и посадке, гарантировать возможность нормальной циркуляции воздуха…
Первые скафандры появились более 70 лет назад, но они по-прежнему сравнимы по цене со средней квартирой на Арбате, а над пошивом космического «батника» в индивидуальном режиме трудятся десятки человек.
Скафандры, кстати, появились задолго до начала космической гонки, само слово с греческого языка переводится как «человек-лодка». Первые упоминания этого слова встречаются в 1775 году – тогда французская Академия наук а следом и журналисты написали о новом водолазном снаряжении, способном потеснить водолазный колокол при изучении морского дна, разработках и спасательных операциях.
Уже тогда отмечали положительные качества скафандров – защищённость, изоляцию от внешней среды (только тогда это была вода), прочность, надёжность.
По мере того, как человек стал подбираться к звёздам, эти качества оказались востребованными и для исследования высоких слоёв атмосферы (в тридцатых появились стратосферные скафандры, способные компенсировать дефицит давления на высоте до 30 километров).
Работали над скафандрами и в Советском Союзе, в институте авиационной медицины при Наркомате воздушного флота. Ещё до войны было создано с десяток герметичных моделей, из которых минимум две были прорывными для своего времени: один позволял более или менее свободно двигаться, поскольку был снабжён шарнирами в локтевых и коленных сгибах, другой был оборудован автоматическим клапаном, подававшим внутрь воздух по мере необходимости в его рециркуляции.
Кстати, скафандры для космоса бывают нескольких видов. Например, спасательные (к такому типу принадлежал «костюмчик» Юрия Гагарина), для работы внутри космических аппаратов, для открытого космоса или для высадки на космические объекты. Бывают и универсальные решения для разных задач.
В любом случае, задача этого наряда – защищать, обеспечивать вентиляцию и гарантировать сносные температурные условия.
1. Скафандр должен обеспечить возможность работы
В космосе перепад температур достигает нескольких сотен градусов. Именно поэтому поверхность космических скафандров белая или светло-серая, эти цвета лучше всего отражают световые и тепловые лучи.
А скафандр, если его разрезать, представляет собой сложную многослойную структуру, для её изготовления может быть использовано свыше 30 различных металлов и материалов.
Первые скафандры напоминали термос: слой для отражения тепла и света, затем вакуумная вставка, позволяющая сохранять внутри герметичного костюма оптимальный температурный режим (и не важно, сколько снаружи +100 на солнышке или -270 в тени).
2. Первоначально при освоении космоса в СССР было принято решение отказаться от полётных скафандров
Первые шесть запусков показали, что корабли типа «Восток» - очень надёжная и некапризная машина, невзирая на неизбежные сложности «детского» периода и необходимость донастройки и оптимизации. Поэтому, после недолгой дискуссии в недрах отвечавших за космическую программу ведомств было принято решение отказаться от скафандров, а вместо этого разместить во внутреннем объёме корабля дополнительное исследовательское оборудование.
Однако в 1971 году во время запуска вследствие нарушения герметичности кабины погиб весь экипаж очередного аппарата, и скафандры вернули. Впрочем, однозначного вывода о причинах гибели «Союза-11» до сих пор нет. Авария вызвала двухлетний перерыв в полётах. За это время «Восток» дооборудовали системой автономного кислородного питания, и сделали из трёхместного двухместным (это было необходимо, чтобы разместить внутри компактного корпуса дополнительное оборудование и скафандры).
3. Скафандр – штучная и заказная работа
Любые скафандры, вне зависимости от типа и поколения, делаются по индивидуальной мерке, на заказ: размеры костюма должны в точности соответствовать росту и другим габаритным характеристикам своего владельца.
Всё дело в том, что при взлёте и посадке скафандр должен плотно облегать тело и отчасти компенсировать возможные перегрузки. И любой зазор между скафандром и специальным креслом означает потенциальные риски травм вследствие тяжести удара при посадке и значительных перегрузок при запуске.
4. При изготовлении визора используется 24-каратное золото
Одна из наиболее характерных и заметных отличительных черт скафандров российского производства – необычный цвет и специфическая форма обзорной части шлема.
Последнее обусловлено невозможностью поворачивать голову в скафандре – так конструкторы обеспечивают владельцу костюма максимальный обзор. А золотой окрас связан с тем, что в поликарбонат, из которого изготовлен визор, добавлено золото в 24 карата. Оно отсекает часть ультрафиолетового излучения, не позволяя жару космических объектов и прежде всего Солнца повредить зрению обитателя скафандра.
5. Скафандр – шедевр инженерной мысли
С инженерно-технической точки зрения скафандр представляет собой капсулу, в которую закачан воздух под давлением. Он изготовлен из нескольких слоёв ткани особой прочности, огнеупорного нейлона или лавсановых волокон, прикрытых герметичной оболочкой, которая способна выдерживать давление в 0,2-0,3 атмосферы: в общей сложности, речь идёт о 14-19 слоях материалов с различными физическими свойствами.