Спецодежда для официантов и барменов
RSSУдачно подобранная униформа для официантов, метрдотелей, барменов – это не просто рабочая одежда, но и часть корпоративного имиджа любого заведения общепита. Ведь посетители оценивают все: интерьер, качество обслуживания, вкус фирменных блюд, манеры и внешний вид персонала.
Виды униформы для официантов
Как должны выглядеть те, кто напрямую общается с клиентами? Прежде всего опрятно. Разумеется, многое зависит от уровня сервиса и концепции. Однако аккуратность и чистота неизменно вызывают доверие. Еще несколько баллов к общему благоприятному впечатлению добавляет одежда в едином стиле.
Как правило, униформа для официантов и барменов демократичных бистро, закусочных, пабов и пиццерий включает такие элементы:
- рубашка, блуза или футболка установленного цвета;
- брюки или юбка (обычно черные);
- фартук из плотной ткани – с нагрудником или поясной, прикрывающий спереди или обернутый вокруг бедер.
Многие компании подбирают брендовые аксессуары:
- головной убор (кепи, берет, бандана);
- шейный платок, яркий галстук или шарф.
Одежда для официантов ресторанов класса «люкс» должна сооветствовать более высоким корпоративным стандарттам. Чаще всего они носят:
- китель, фрак или смокинг;
- белую рубашку;
- манишку или жилет;
- строгий однотонный галстук или «бабочку»;
- черную или коричневую обувь.
Ради уникального антуража для некоторых концептуальных кафе разрабатываются специальные ролевые костюмы, которые в сочетании с обстановкой производят нужный эффект. Например, в стиле трактирных половых ХIX века: белые полотняные штаны и рубаха навыпуск, подпоясанная витым шнуром.
Требования к форменной одежде официанта
Независимо от статуса, рестораны, бистро, кофейни-кондитерские и другие «точки» общественного питания обязаны выполнять санитарно-гигиенические правила. Официально к средствам индивидуальной защиты относится только одежда поваров и кухонных помощников, занятых приготовлением еды. Тогда как работники, обслуживающие клиентов, носят обычную форменную одежду.
Однако и за стойкой бара, и в обеденном зале они постоянно работают с пищевыми продуктами. К тому же, им приходится подавать готовые горячие закуски, первые блюда, соусы, напитки, десерты и т.п. как можно проворнее, чтобы не заставлять нетерпеливых клиентов подолгу дожидаться заказа.
Работодателям важно учитывать, что форма барменов, официантов и администраторов должна быть:
- Эстетичной, подобранной по размеру и росту, подогнанной по фигуре.
- Достаточно свободной, чтобы не стеснять движений. Крой рубашек, курток, брюк и юбок – не слишком широкий и не слишком узкий. Рукава – укороченные либо с манжетами, обхватывающими запястья. Пояс – желательно на резинке.
- Без выступающей фурнитуры и лишних декоративных элементов. Пуговицы, крючки, броши, значки могут оторваться и попасть в заказанную еду, или же задеть за одежду клиентов. Поэтому рекомендуется использовать только плоские кнопки, текстильные «липучки» и потайные застежки, вышитые либо шелкографированные эмблемы и нашивки.
- Сшитой из прочного и вместе с тем легкого материала. Оптимальный вариант – смесовые ткани, сделанные из синтетических и натуральных волокон в разном соотношении. Они износоустойчивы, практически не мнутся, отлично впитывают влагу, «дышат» и не раздражают кожу.
- Легко поддаваться чистке, выдерживать частые стирки при высоких температурах, не бояться пятновыводителей и долго сохранять привлекательный вид.
Обувь должна быть:
- Удобной и практичной, без каблуков, ведь в ней придется ходить весь день.
- Устойчивой, на рифленой подошве, лучше всего без шнурков, чтобы работник не поскользнулся и не упал.
- С закрытым, достаточно твердым носком, который защитит ноги от горячих брызг, случайно упавших тяжелых предметов и осколков разбитой посуды.
Функции формы для официантов, барменов
Грамотно продуманный имидж персонала в сфере гостеприимства – это половина успеха. Образно говоря, он позволяет, помимо правильной одежды для общепита, купить нечто большее.
Безусловно, главное ее предназначение – отличить сотрудников заведения, сделать их заметными. Посетители должны мгновенно находить их взглядом. Но это далеко не все.
Униформа дает возможность:
- сформировать неординарный образ заведения, почеркнуть его индивидуальность, завоевать признание клиентов и заслужить одобрительные отзывы;
- выделиться среди многочисленных конкурентов, повысить привлекательность бренда и занять устойчивое положение на рынке;
- дать людям не просто работу, но и удовольствие от работы, укрепить командный дух, усилить чувство принадлежности к коллективу.
В таком случае можно рассчитывать на рост прибыли, постоянный приток новых посетителей и стабильное будущее бизнеса.
Как часто менять спецодежду для официантов
В законодательных актах нет конкретных указаний, сколько комплектов форменной одежды положено обслуживающему персоналу в индустрии питания, на какой период и как часто ее менять. И все же рекомендуем ориентироваться на Типовые нормы, утвержденные приказом Миндздравсоцразвития от 01.09.2010 №777н и ГОСТы для работников общепита.
Так, по спецодежде для бармена нормы выдачи будут такими же, как для повара – два комплекта на два года. Правила гигиены говорят, что менять их надо каждые два дня или по мере загрязнения. Однако практика показывает, что сменных комплектов должно быть как минимум три. Ведь нередко бывает, что один отправлен в стирку, другой только что испачкан или разорван, и надо немедленно переодеться, чтобы выглядеть презентабельно.
Кроме того, если в теплое время года работает открытая терраса, однозначно понадобится летняя форма для официантов, в которой комфортно работать в жаркую погоду.
И наконец при смене интерьера, фирменного стиля и концепции заведения меняют униформу всего персонала.